(067) 567-43-83

info@nlp.kiev.ua

Вторая навигация

Платон, введя термин «Вторая навигация» прибегнул к образу древнегреческих мореплавателей: когда утихает ветер и под парусами идти невозможно, корабль переходит на управление веслами, и это называется второй навигацией.

В образной системе Платона «вторая навигация» есть умозрение, движение в мысли с помощью собственных усилий. Иными словами, здесь ум движет сам себя.

В связи сэтим, возникают простые вопросы:

  • Как именно мысль движется "в себе" и "себя движет"?
  • Как  «усилия мысли» связаны с тем, куда «движется» жизнь?
  • Какова природа этой связи? Что практически мы способны в ней изменять?

Как управлять процессом ориентировки в значениях и ценностях всего происходящего в наших жизнях?

Исходные предпосылки моей работы в этом направлении:

  •  Жить качественно – это жить полно. Единственный способ этого – постоянно меняться, сохраняя в себе внутренний курс или Путь – то неизменное направление («начало» в нас), в котором мы видим свою настоящесть, подлинность. 
  • Каждый человек должен выбрать свой Путь – внутренний ориентир для движения в «нужном - для - меня» направлении. Мы ищем свой Путь, так как к этому зовет нас наша природа, наша самость. 
  • «Найти» его – означает понять свой собственный ответ на вопрос «как жить?» и «как жить своей жизнью?»

Переживание модальностей Пути - ясности «видения» будущего, «голоса» совести и трепет «воодушевленности» - позволяет нам оценивать происходящее в жизни с точки зрения ее качества как «подлинного бытия».

Найдя свой Путь, выбрав его среди многих, мы обретаем свой дом, душу, входим в глубокую связь со своей самостью. И, тем самым, получаем точные указания в отношении сути своих повседневных проблем и мистерий.

Когда мы живем во-одушевленно – все в нашей жизни происходит путево: во-время, о-пределенно, со-ответственно и даже чудесно.

Жить «с направлением» отличается тем, что мы способны стать «в центре» своих возможностей и эффективно управлять ситуациями, возникающими на «маршрутах» создаваемых нами сценариев жизни. Чтобы они были прожиты с большей радостью и самоотдачей.

Оставаясь на Пути, мы способны изменяться и эффективно учиться. Парадокс жизни человеческой в том, что значительную ее часть мы живем «не дома», «не в себе», не своей жизнью, теряем связь с самостью, живем в изгнании, надолго остаемся «гражданином неизвестной родины».

Зов «своего дома» чрезвычайно силен. Он способен не только нарушить наш душевный покой и ослабить душевные силы, но даже лишить нас их.

Этот парадокс глубинно обоснован тысячелетней философской культурой. Он требует от нас открытости общим задачам человеческой жизни. Только в этой перспективе каждый человек может увидеть свои затруднения в новом свете.

Экзистенциальное мировоззрение может выступить основанием новых отношений со всем происходящим в жизни, ориентировочной основой для осознания всего, что в ней есть. Осознание своего местонахождения в мире, своей жизненной позиции, и того, как мы «пришли» в это место и куда «идем», мы называем «обрести путь».

Ясность в отношении своего пред-назначения становится «причиной» реорганизации сознания, а также ее источником. Большая картина мира, которая открывается перед нами, предлагает новое понимание себя.

Одновременно с этим, мы принимаем нужные нам решения и берем на себя новые обязательства. Когда в одном фокусе осознавания «встречается» и самопонимание и открытость новым задачам, мы открыты новым целям и способны учиться.

Ясность и сила Пути не только трансформируют сознание, но и становятся сильной опорой развития личности. Все жизненно важное мы раз-личаем, о-познаем через «оптику» своего Пути; на Пути лежат наши цели. В этом смысле навигация Пути о-правдывает содержимое нашей жизни как свидетельства нашего развития.

Путь уникален: ведет нас по жизни «голосом совести»;
Путь индивидуален: у каждого человека свое видение «подлинного бытия»;
Путь разумен (cogito): строится средствами мышления и осознавания.

Так как же мы ориентируемся в происходящем с точки зрения ценного для нас? Каковы «мероприятия», с помощью которых мы осуществляем связь между нашей аутентичностью (подлинностью) и способом жизни?

Мы можем выбрать различные способы бытия в мире. Но как сориентироваться в себе, своих картах, - не утонув в философских или религиозных их описаниях? Ответ может потребовать времени... Но что мы, так или иначе, реально осуществляем (в точках своего роста), так это разворачиваем свою жизнь в некотором направлении. А именно в том, в котором может наиболее полно  «раскрыться» (наподобие лотосу) наше Я и наполнить нашу жизнь новыми побуждениями и помыслами. В том, которое способно нас воодушевить.

В любом случае выбора пути избежать нельзя. И только личные смыслы могут нам помочь эти выборы делать. Нам нужна навигация в нашей субъективности. 

«Как я знаю, что двигаюсь в направлении подлинного бытия?», «Как я узнаю, что живу своей жизнью?».

«Навигация Пути» - процесс, с помощью которого мы осуществляем связь между мирами, в которых живем: природным, социальным, психологическим, духовным.

Стратегия навигации – управляемый процесс ориентировки в значениях и ценностях, имеющих для нас личностный смысл. Только мы сами можем знать что для нас важно. 

Ориентиры Навигации - это «сигналы» внутренней правды для оценки всего происходящего, которые позволяют нам и «распознать» маршрут и выбрать из личного опыта «правильные» карты для управления движением.

Лоции  (loodsen (гол.) – вести корабль). Наш опыт содержит огромное количество «лоций»: правил управления ресурсами интеллекта, состояний, поведения, взаимодействия. Это огромное множество ментальных программ, принципов, подходов, техник, моделей, предназначенных для эффективности принятия решений и прохождения препятствий, их «обработки» на разных уровнях сознания и пр. 

Практика навигации пути требует от нас мышления, позволяющего связывать свои мысли, с мыслями других людей о себе и мыслями о мире, в котором мы живем. Для этого мышление должно быть многоуровневым, системным.

Каждому из нас проще и легче развивать в себе эффективность «проходить» маршруты, все более и более искусно играть роли уже известных нам жизненных сценариев, чем научиться маршруты «прокладывать». Двигаясь к целям, мы часто забываем проверять: действительно ли они лежат на нашем пути. Возможно, поэтому, многие не ищут свой Путь, а стремятся сохранить свои старые карты-лоции, становясь Лоцманами кораблей-призраков – часто комфортабельных, но не своих…

Важным является мастерство «разметки» пути и, наоборот, способность «опознавания» пути в процессе маршрутизации. Правильные лоции не только про-верены успехом, но и утверждены в нас верностью пути. Тогда они надежны.

Также, нам нужны модели самореализации и лидерства, мета-навыки, с помощью которых мы бы могли управлять системной динамикой процесса навигации в целом. Верных лоций загодя - нет. Мы их выбираем только «под» маршруты, как непосредственные продукты навигации. 

Базовая роль коуча – содействие в поиске именно своих ответов на поставленные выше вопросы.

<< Назад

  Перепечатка, копирование или воспроизведение информации
в каком-либо виде запрещено. Консультации психолога<
Сайт Юрия Живоглядова All rights reserved © 2011 "nlp.kiev.ua"
сайт создан компанией< веб студия <